top of page

 

                                                                                              Бриф студии

 

Б.А.Шабунин

Е.В.Бакеева

 

Согласно когнитивной теории, изучающей способы хранения и обработки информации в сознании человека, метафора – один из основных способов познания мира, когда мы думаем об одной сфере в терминах другой, осуществляя таким образом классификацию реальности (по М. Джонсону и Дж. Лакоффу)

 

Задача нашей студии – показать путь, следуя которым можно ощутить связь между архитектурной, функциональной формой и человеческим переживанием. Можно увидеть содержание и смысл формы и попробовать им управлять. И можно попробовать участвовать содержанием своего здания в сюжетном контексте городского пространства.

          В основу структуры предлагаемого блока положена сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», фабула которой заключается в предваряющем эпиграфе: «Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка которая видела все двенадцать месяцев сразу».

          «Месяц», как ТЕМА для каждого из 12 студентов студии, является личным, исключительным источником информации, откуда черпаются признаки ТЕМЫ, способные реализоваться в архитектурной форме.

          «Двенадцать месяцев сразу и вместе» – это контекстное пространство, состоящее из содержательных объектов, связанных друг с другом содержательным сюжетом.

Действие сказки происходит на общественном пространстве гипотетического университетского городка.

                    Программа блока разделена на шесть этапов.

          Первые четыре этапа – проектирование зданий. ТЕМА здания – один из месяцев. Смена ТЕМЫ для каждого студента происходит четыре раза в соответствии со сменой времени года. На первом этапе проектируется здание без определенных функций, ограниченное размерами и масштабом. На втором, третьем и четвертом этапах проектируются соответственно здания администрации, факультета и общежития.

          Каждый этап содержит условные фазы:

          Первая фаза – поиск и анализ свойств ТЕМЫ через собственный, уникальный, жизненный опыт. С каждым этапом уточняется поиск признаков переживания, способных к реализации в архитектурной форме.

          Вторая фаза – поиск аналога или метафорического выражения этого переживания в других языках -: музыке, поэзии, кинематографе, балете и т.п. Это позволяет выявить абстрактную сущность переживания.

Третья фаза – попытка формализации переживания в архитектурном объеме.

Со второй фазы действия становятся одновременными, фазы сливаются.

Четвертая фаза – инсталляция макетов, создание общественного пространств. В этом пространстве происходит персонализация объектов, их знакомство друг с другом и выстраивание отношений.

С каждым этапом задача усложняется. В задания вводятся ограничения в виде типологии, норм безопасности, планировочных и светоклиматических ограничений.

Результаты этапов фиксируются в эссе, презентациях, схемах и макетах.

Пятый этап – создание студентом пространственной, контекстуальной концепции университетского общественного пространства из своих макетов и макетов коллег, используя их характеристики и легенды их создания.

Описание проектируемых закономерностей сюжетов, переживаний, впечатлений от пространства должно вернуть нас к переживаниям и языку первоначальных эссе.  Реализованная архитектурная форма должна найти вербальную метафору.

Таким образом мы возвращаемся к тому, с чего начинали. Замыкая цикл, восстанавливаем связь между человеческим переживанием и архитектурным, содержательным пространством.

Результат этапа фиксируется в эссе и фото макета площади.

Шестой этап – презентация результатов.

Все последовательные этапы работы архитектора: исследование, обоснование контекста, проект и презентация представляют собой единое, неразрывное целое, позволяющее довести до сознания смысл предложения.

Последовательность изложения, ясность формулировок являются необходимыми условиями для успешного диалога с читателем, зрителем, человеком.

Евгений Асс о студии:

«Когда Борис пришел в нашу школу МАРШ, он впервые эту тему поэзии и архитектуры как архитектор смог публично заявить. Эта тема подспудно присутствовала, но здесь он смог ее декларировать. Мне кажется, это было для него драгоценное событие, он всегда сам это говорил…

…Мы конечно обсуждали все его задания, развертывания, он относился к этому очень серьезно и глубоко. Ведь нет такого в заводе, чтобы преподаватель сам сочинял для студентов задания, только у нас в МАРШе это есть. Для многих это такое тяжелое испытание, они не справляются, некоторые просто отказываются сразу. Боря не отказался и долго и внимательно выстраивал эту очень сложную методическую конструкцию. Я, честно говоря, в какой-то момент засомневался, что можно развернуть эту историю. Но в конец концов из этого получилось неожиданно много хорошего. В студии было несколько выдающихся ребят, которые на дипломе показали выдающиеся результаты во многом как раз благодаря Борису. Он открыл в них какой-то пласт, который обычно остается скрытым, пласт поэтического сознания, метафорического мышления. Я думаю, что это был очень важный этап для Школы. И сейчас во многих своих выступлениях и статьях я об этой поэтической линии говорю. Это было очень полезное взаимодействие. И потом, у него очень приятная манера в отношениях со студентами, такая ласковая, нежная, немножко ироничная … Атмосфера, которую он создавал в студии - это самое ценное во всем, что есть в образовании. И Боря был в этом смысле выдающийся педагог. Студенты к нему очень трепетно относились.

Дневник_Яковлев_Гоша-3_edited.jpg
bottom of page