Частный жилой "Elle" дом на Николиной Горе
Экономичность строительства или, конкретнее, экономия заказчиком его денег при строительстве его собственного дома удивительнейшим образом сопутствует, составляет неотъемлемую часть и даже помогает архитектору на некоемом идеальном концептуальном пути проектирования.
Сделать качественно, но дёшево - классическая задача со времён товарного обмена, стимулирующая развитие строительной отрасли. Где находится та точка совпадения удовлетворения интереса архитектора и запроса заказчика? Где в архитектуре дома находит она своё воплощение?
Можно отбросить такие аспекты удорожания строительства, как строительные и отделочные материалы, оборудование, мебель и ткани с их рыночнпй стоимостью, где роль архитектора сводится всего лишь к выбору - нравится, но дорого и наоборот. Можно не принимать во внимание процесс строительства с его сроками, как независящий напрямую от архитектора. Можно и даже нужно отказаться от декоративных деталей и вообще от необязательного для архитектуры декоративизма, как причины разорения и банкротства заказчика.
Остаётся архитектору единственный способ достижения концептуальной целостности - манипуляция доступными пространствами,
т.е. создание архитектуры только функциональными элементами: стенами, полом и потолком, что в этом доме мы и пытались сделать. Идея этого дома - сосны и газон, часть интерьера, опускаются в раздвинутые стены главной комнаты, гостиной и пройдя насквозь, останавливаются на террассе. Все остальные помещения дома оседлали этот пространственный поток или пейзаж. Возникающие вопросы легко решатся в свете основной идеи. Раздвинутые потоком, непараллельные главные стены - основа композиции.
Непараллельные стены не увеличивают стоимость строительства, но поднимают ликвидную стоимость дома.
В доме построенном по проекту архитектора всё связано или зависит от данного контекста т.е. от конкретной окружающей среды, демографии и индивидуальных предпочтений заказчика определяемых культурой его существования.
Пользование услугами архитектора-признак рациональности (удешевление) и, безусловно, признак культуры, хотя 70 лет типового строительства и отсутствия частной собственности исключили из сознания людей многие аспекты собственого человеческого существования и отучили людей пользоваться услугами архитектора.
Б. Шабунин 2003 г