top of page
аксонометрия
1 этаж
аксонометрия
1/6
Клуб при ЖЭКе на Перовской улице
Улица Перовской 75, Москва
1977-81
соавтор: Александр Цивьян
Здание клуба при жилищно-эксплуатационной конторе представляет собой двухэтажную пристройку к одной из 14-ти этажных башен (т.н. «башен Вулыха»), расположенных на пересечении Перовской улицы и Свободного проспекта. Пристройки такого типа составляли значительную часть заказов, выполнявшихся 12-й мастерской Моспроекта-1 на рубеже 70-80-х годов. В «спартанских» условиях апогея массовой индустриальной жилой застройки такого рода небольшие, но выполненные по индивидуальным проектам сооружения служили противовесом всепоглощающей стандартизации городской среды, позволяя обитателям новых районов установить более интимный эмоциональный и символический контакт с окружающим их пространством. Нетиповой проект, камерный масштаб и обслуживание таких заказов «внесисnемными» ведомственными подрядными организациями – все это позволяло архитекторам использовать не только стандартные железобетонные изделия из каталога, но и кирпичную кладку, применение которой в зданиях бóльшего масштаба исключалось или жестко регламентировалось действовавшими в то время административно-хозяйственными нормами.
В проекте ЖЭКа впервые заявляет о себе характерная для более поздних работ БШ тема внутреннего «архитектурного променада» (rue architecturale). К главному входу от тротуара Перовской улицы ведет своеобразная диагональная лоджия – крытая пологая лестница с пристроенным к ней с западной стороны дополнительным полуциркульным крыльцом. Попадая внутрь, посетитель оказывается
в просторном вестибюле с пластичными перепадами уровня пола. Продолжением вестибюля становится уходящая в глубину здания галерея-колоннада. Ее освещает ряд небольших окон на уровне второго этажа. Вдоль правой стены галереи расположены три широких входных портала в двухсветный «зал собраний», позднее переоборудованный
в театральный. Справа от объема зала находятся кружковые и административные помещения, занимающие два этажа и снабженные отдельным входом. В противоположном от главного входа конце галереи-фойе размещены залы районной библиотеки. Многочисленные обустроенные входы и активное взаимодействие здания с прилегающей территорией придают ему характер открытого и гостеприимного общественного центра – что, вероятно, предопределило его постсоветскую трансформацию из клуба при ЖЭКе в драматический театр.
В настоящий момент в здании действует «Московский драматический театр на Перовской». На месте юго-восточного крыльца был пристроен небольшой дополнительный объем, однако базовая и наиболее существенная часть исходной композиции сохранилась практически без изменений.
«Первый его проект, на который я обратил внимание, был ЖЭК. Может быть потому, что он резко отличался по сценарию от мейнстрима, который был в это время. Я к нему отнесся с большим вниманием, потому что мне просто нравился ход мысли и рассуждения Бориса: «Вот здесь старушки сядут у окошка, будут что-то смотреть, кто-то появился, а она будет стоять как на сцене, здесь подойдет другая, они поговорят». Это был такой сценарий социальный…о Творческая лаборатория Борина была очень интересная. Он думал о людях, буквально, о человеке. Не пафосно – любить человека, а он просто их любил, людей. Не так, как сейчас принято, этакое общее место типа «это человечно, дружелюбно по отношению к населению». М.Хазанов
bottom of page